назад>>


shkoda_favorite_1.jpg

РОЖДЕНИЕ “ФАВОРИТА”

В. МАМЕДОВ, инженер

Чехо-Словакия является одним из старейших производителей автомобилей в мире. Сейчас в стране один автомобиль приходится на 6 человек. Более 50% машин успешно продаются в 38 стран мира.

Единственным автозаводом, обеспечивающим в основном потребности внутреннего рынка и запросы внешнеторговых организаций (не считая мелкосерийного производства представительских автомобилей “Татра”), является завод фирмы “Шкода” в городе Млада-Болеслав. Начиная с 1964 года небольшие семейные автомобили (сначала моделей 1000— 1100МБ, а впоследствии семейства 105/120) имели силовой агрегат, расположенный сзади, то есть заднемоторную компоновку, отличающуюся низкой стоимостью в производстве.

И вот в сентябре 1987 года на Всемирной технической выставке в городе Брно публике был представлен первенец совершенно нового семейства “Шкода” — переднеприводной “Фаворит”. Общественность страны ждала этот момент с нетерпением. Кое-что из описания нового автомобиля просачивалось в печать, но все подробности стали известны только в день премьеры.

Опытные переднеприводные автомобили выходили из экспериментального цеха завода и раньше, в 50-х и 60-х годах. Лучшая устойчивость и управляемость, более рациональная компоновка, обеспечивающая перевозимым пассажирам и грузам максимум полезного объема, привлекали разработчиков многих фирм. Но только окончательное решение проблем технологичности и долговечности шарниров, передающих вращение на передние ведущие и управляемые колеса, сделало эту компоновку самой распространенной в наше время.

На выполнение задания по выпуску автомобиля руководящие органы республики отвели 5,5 года. Такой жесткий срок предусматривал: разработку и испытание опытных автомобилей провести за 2,5 года; закупку и установку оборудования, перестройку цехов — тоже за 2,5—3 года. В итоге, получив первые указания о начале выпуска нового автомобиля в конце 1982-го, прототипы были представлены в Брно в 1987 году, а со следующего года началось серийное производство.

Реализовать такую сложную задачу в весьма короткий срок можно было только с помощью очень хорошей организации работ и привлечением высококлассных специалистов. Главным конструктором автомобиля “Шкода-Фаворит” был назначен директор научно-исследовательского института фирмы “Шкода” Петр Грличка; проектирование внешнего вида и интерьера кузова было предложено итальянской фирме “Бертоне”. Руководитель фирмы, дизайнер Нуччо Бертоне за четыре месяца разработал окончательный вариант формы кузова. Осенью 1983 года чехо-словацкой стороне была доставлена гипсовая модель в масштабе 1:1. Примерно через год, в августе 1984 года, фирма “Бертоне” представила опытный образец кузова, который тут же был заполнен агрегатами, изготовленными на автозаводе. Так родился первый ходовой опытный образец. Всего с фирмы “Бертоне” было получено 12 кузовов. Следует отметить, что разработку конструкции кузова и выпуск документации осуществляли чехословацкие специалисты под руководством коллег из Италии.Таким образом, плодотворное сотрудничество, организованное и проведенное в сжатые сроки, привело к отличному результату. Кузов получился и современным по конструкции, и оригинальным по дизайну.

Выпустив в жизнь базовую модель, пятидверный “хэтчбек”, продолжали подготовку к производству других представителей большого семейства “Фаворитов”: четырехдверного седана, универсала (ему присвоено обозначение “Форман”) и пикапа. Предусмотрен выпуск автомобилей в стандартной и улучшенной комплектациях, с двигателями разной мощности. Типаж автомобилей “Фаворит” разработан с целью существенного расширения экспорта машин за счет удовлетворения запросов возможно большего круга потребителей.

При этом доля применения общих кузовных элементов, светотехнических устройств в разных типах автомобилей достаточно велика. Интересно отметить унифицированную пятую дверь кузова “хэтчбек” и “универсал” — оригинальное дизайнерское решение, снижающее производственные издержки.

shkoda_favorite_7.jpg

Рассмотрим конструктивные особенности автомобиля. Силовой агрегат, включающий последовательно соединенные двигатель, трансмиссию и главную передачу, расположен поперечно и немного наклонен вперед. Применив его установку с помощью резиновых опор на специальном подрамнике, на котором закреплены также рычаги передней подвески типа “Мак-Ферсон” и реечный рулевой механизм, конструкторы добились, с одной стороны, дополнительного гашения шума и вибраций, передаваемых от колес на кузов, и с другой— облегчили сборку этого заранее подготовленного и отрегулированного узла с кузовом.

Внешне новый автомобиль выше, чем зарубежные “одноклассники” (высота 1415 мм). Конструкторы, усадив пассажиров более вертикально, обеспечили удобный вход и выход из салона. Привлекает внимание богато оформленная для автомобилей такого класса панель приборов. Все показания легко считываются, ко всем переключателям обеспечен отличный доступ. Самой высокой похвалы заслуживает и система отопления с разветвленной схемой подвода теплого воздуха. Возможность раскладки передних сидений и создание спальных мест делает автомобиль пригодным для дальних путешествий, а низкий расход топлива, достигнутый в значительной мере усовершенствованной системой питания двигателя, обеспечивает увеличенный запас хода.

Именно на достижение высоких показателей была направлена работа по проектированию двигателя. Требовалось на базе старой конструкции, выпускаемой с 1964 года, создать обновленный вариант, приспособленный к установке не продольно сзади, а спереди поперек автомобиля. Применение лицензионного карбюратора с электронным управлением, усиление и замена ответственных узлов двигателя способствовало успешному решению этой задачи.

Необслуживаемый выжимной подшипник, тросовый привод, безасбестовые накладки — характерные признаки нового сцепления автомобиля. Пятиступенчатая коробка передач также отвечает всем современным требованиям. Смена масла предусмотрена через каждые 50 тысяч км.

Динамичному автомобилю присущи и эффективные тормоза: передние — дисковые, выпускаемые по лицензии английской фирмы “Гирлинг”, со скобами плавающего типа; а задние — барабанные. Привод тормозов снабжен усилителем. Как дань времени, в материале тормозных накладок у нового автомобиля отсутствует асбест, пагубно действующий на здоровье человека.

В процессе создания нового автомобиля заслуживает внимания опыт организации сотрудничества с известными зарубежными специализированными фирмами. При этом доля затрат на покупку иностранных лицензий не превышает 1/5 от общей стоимости проекта. Кроме упоминавшихся фирм “Бертоне” и “Гирлинг”, в работах участвовали как консультанты фирма “Порше” (ФРГ), доводившая систему установки силового агрегата; фирмы “Мале” (ФРГ), “Алкан” (Великобритания), помогавшие конструировать поршни; фирма “Катекс” (ФРГ), предоставившая лицензию на бензобак; “Эластогран” (ФРГ) и “Боге” (Великобритания), поставлявшие дополнительные упругие элементы в подвеске, амортизаторы и другие детали.

В результате чехо-словацкими специалистами в короткий срок была решена задача разработки и организации производства революционного по отношению к своим предшественникам нового семейства автомобилей “Шкода-Фаворит”. Первые демонстрации на зарубежных выставках, проводимых автомобильными журналами, принесли заслуженный успех его создателям.

Шкода-Фаворит
Мест - 5
Масса - 840 кг
Макс. скорость - 150 км/ч
Расход при 90 км/ч 5,5 л/100км
при 120 км/ч 7,3 л/100км
при городском цикле 14,0
Двигатель бензиновый 4-цилиндровый
объем 1289 см3
сжатие 8,6 или 9,7
Мощность прои 5000 об 56 лс или 62 лс
шины 165/70 13
бак 47 л

Панель приборов: 1 — обдуватели боковых окон, 2 — выключатель наружного освещения, 3 — выключатель ближнего света, 4 — выключатель (незадействованный резерв), 5—выключатель заднего противотуманного фонаря, 6 — выключатель обогрева заднего окна, 7 — регулируемые обдуватели, 8 — выключатель указателей поворота, 9 — выключатель противотуманных фар, 10 — ящик для вещей, 11 — кнопка звукового сигнала, 12 — командоаппарат наклона ближнего света, 13 — педаль сцепления, 14 — замок зажигания и замок рулевого механизма, 15 — педаль тормоза, 16 — выключатель стеклоочистителей и омывателей стекол, 17 — педаль подачи топлива, 18 — электрическая розетка, 19 — выключатель вентилятора, 20 — панель радиоприемника, 21 — пепельница, 22 — панель регулировки отопления, 23 — перчаточный ящик.

СОВЕТЫ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ

Для базовой модели с кузовом “двухобъемный хэтчбек” характерен немного клинообразный профиль с опускающейся передней частью, сильно наклоненным ветровым стеклом, плоской крышей с продольными гофрами и наклонной пятой дверью. Боковина кузова характеризуется четкой кромкой в месте ее излома, а также гофром, в котором размещены ручки дверей и в правом заднем крыле заправочная горловина топливного бака с запираемой на ключ крышкой. Обращают на себя внимание крупные пластмассовые бамперы черного цвета. Спереди следует учесть характерные низкие заборные щели для охлаждения радиатора и несимметричную установку товарного знака “Шкода”. Большие фары размещены под наклонными стеклами. В наружное оборудование кузова входят зеркала заднего вида с регулировкой изнутри, базовые указатели поворота на передних крыльях. По желанию может устанавливаться сцепная петля для буксирования прицепа. Стекла в боковых дверях автомобиля гнутые, цилиндрические, заднее стекло с электроподогревом. Для кузов” автомобиля характерно отсутствие каких-либо хромированных или других металлических украшений на его поверхности. Единственные блестящие моменты — замки дверей и знак “Шкода" спереди. Ручки дверей, люки для входа воздуха на капоте, стеклоочистители, крышка заправочной горловины топливного бака изготовлены из черной пластмассы или имеют черное матовое покрытие. Цветовая гамма, в которую окрашиваются кузова автомобиля, достаточно широка. “Фаворит" красят в серый, синий, красный, желтый и другие цвета.



Источник: "Моделист-Конструктор" 1991, №9


назад>>